В рамках реализации научного проекта «Герой» и «героика» ...» опубликована статья Н. А. Бережной " Библейские сюжеты в надгробных проповедях пфальцских курфюрстов второй половины XVI века"

Уважаемые коллеги!
В рамках проекта «Герой» и «героика» в общественной публицистике раннего нового времени» вышла статья кандидата исторических наук, доцента Натальи Александровны Бережной Библейские сюжеты в надгробных проповедях пфальцских курфюрстов второй половины XVI века.
Статья опубликована на страницах XII выпуска альманаха «Религия Церковь Общество»: (Бережная Н.А. Библейские сюжеты в надгробных проповедях пфальцских курфюрстов второй половины XVI века // Религия Церковь Общество. Исследования и публикации по теологии и религии/ Под ред. А.Ю. Прилуцкого. Вып.12. СПБ., 2023. С. 128 — 155. В электронном виде текст доступен по ссылке: https://rcs-almanac.ru/ru/bereghnaja-2023/
В статье автор исследует вопрос, на какую библейскую традицию и на каких собственно героев из Ветхого и Нового Заветов опирались немецкие протестантские проповедники, конструируя образы своих князей. Кроме того, важно понять, какую идею иллюстрирует тот или иной сюжет, какими мотивами руководствовались богословы — и, наконец, существуют ли различия в выборе библейских сюжетов между лютеранскими и кальвинистскими надгробными проповедями.
XVI — XVII века справедливо считаются эпохой расцвета жанра надгробных проповедей в Германии, хотя обычай читать «Слово на погребение» зародился еще в древней Греции и обрел новое дыхание в средние века — в первую очередь, в виде меморий, посвященных духовным лицам. Особую важность надгробные проповеди обретают в евангелической традиции: они не только были призваны подчеркнуть верность усопшего «истинно христианскому вероучению» и торжество Евангелия в его владениях, но и в печатном виде играли роль вспомогательных учебных пособий — по богословию, грамматике, истории. Однако именно проповедь оставалась главным элементом подобных сочинений. В историографии эта тема серьезно не затрагивалась до последней четверти XX в. Долгое время бытовали усредненные представления — например, что протестанты больше любят ссылаться на Ветхий Завет, чем на Евангелие, а кальвинистам свойственно акцентировать Псалмы Давида. В 1970-х гг. Винфрид Целлер и Эберхард Винклер (в рамках «марбургского проекта» исследований по персональной истории) заострили морализаторское значение этих текстов, сменивших позднесредневековые сочинения, посвященные «ars moriendi». Уве Бредехорн и Рудольф Ленц выделили наиболее распространенные в немецких надгробных проповедях XVI — XVIII вв. библейские цитаты о смерти и вечной жизни. В 2010 г. Габор Бибза в монографии о венгерских надгробных проповедях показал, что некоторые топосы имеют конкретных авторов, можно фиксировать их появление и исчезновение. В сборнике 2021 г. «Реформация и мемория. Протестантское пространство памяти и стратегии памяти в раннее Новое время» Зигрид Вестфаль отмечает, что эрнестинские князья позиционировались своими богословами как единственные истинно верующие лютеранские правители посредством апелляции к образу иудейского царя Иосафата — последний был благочестив, боролся с идолопоклонством и смело бился с превосходящими силами врагов.
В качестве источников были привлечены надгробные проповеди Даниэля Тоссана, Иоганна и Пауля Шехсов, а также Мельхиора Ангера, посвященные властителям Пфальца: Фридриху III (1559–1576), Людвигу VI (1576–1583) и администратору Иоганну Казимиру († 1592). Пфальцский материал показателен потому, что во второй половине XVI в. курфюршество несколько раз претерпевает смену вероучения с евангелического на реформатское и наоборот, что дает возможность сравнить обе мемориальные традиции. В фокусе внимания - статистика обращений к книгам Ветхого и Нового Заветов, количество цитирований библейских стихов и отсылок на полях листов проповедей. Цитирование Библии свидетельствует об отсутствии существенной разницы между лютеранскими и кальвинистскими надгробными проповедями во второй половине XVI в. Все четыре теолога чаще ссылаются на Ветхий Завет, при этом количество отсылок к Евангелию, Посланиям апостолов и Откровениям Иоанна Богослова колеблется от 13,64% (у И. Шехса) до 36,96 % (у П. Шехса). На некоторые тексты ссылаются все авторы, другие свидетельствуют о личных пристрастиях проповедников. Наиболее цитируемыми книгами Ветхого Завета являются Псалтирь, книга пророка Исайи, Вторая [Четвертая] книга Царств, книга Премудрости Соломона, Вторая книга Паралипоменон и книга пророка Иеремии, из книг Нового Завета проповедники наиболее часто обращаются к Посланию к Римлянам и Евангелию от Иоанна.
Можно выделить три главных мотива подобного рода произведений второй половины XVI в.: репрезентация покойного князя как благочестивого правителя, защитника веры и подданных — т.е. отражение его «профессиональной» деятельности, демонстрация государя как праведного христианина, и, наконец, показ его христианской кончины. Каждый мотив соответствует определенным библейским образам и сюжетам. Выбор конкретных библейских цитат в евангелических и реформатских текстах не был обусловлен именно конфессиональными причинами, можно говорить лишь о предпочтениях отдельных проповедников. Преобладание ветхозаветных отсылок объясняется тем обстоятельством, что «профессиональную деятельность» князей проповедники должны были соотносить с деяниями благочестивых библейских правителей, а они изображены именно в Ветхом Завете.