Top.Mail.Ru

В рамках реализации научного проекта «Герой» и «героика» в общественной публицистике раннего Нового времени» вышла из печати статья А.Ю. Прокопьева

В рамках реализации научного проекта «Герой» и «героика» в общественной публицистике раннего Нового времени» вышла из печати статья А.Ю. Прокопьева

Уважаемые коллеги!

 

В рамках реализации научного проекта «Герой» и «героика» в общественной публицистике раннего Нового времени» вышла из печати статья А.Ю. Прокопьева «Измена или возмездие? Слово и дело Эрнста Одовальского».

 

Она опубликована в сборнике, выпущенном к юбилею выдающегося отечественного специалиста по истории Англии М.В.Винокуровой: «Flores historiarum: сборник в честь Марины Владимировны Винокуровой/Под ред. А.К. Гладкова, П.Ю. Уварова. Центр гуманитарных инициатив. Москва, СПБ, 2024.

 

В центре внимания: обстоятельства взятия шведами Малой Страны Праги на завершающем отрезке Тридцатилетней войны в июле 1648 г и судьба подполковника Эрнста Одовальского, служившего в шведской армии.   С молоду сделавший карьеру в рядах императорских войск, дворянин 1 получил отставку по причине тяжкого ранения и пытался обрести покой в небольшом поместье под Эгером (ныне чешский Хеб). Очередное вторжение шведов покончило с его иллюзиями: и его дом и его «землицы» были совершенно опустошены. Пытаясь хоть как-то поправить бедственное положение, Одовальский добрался до Праги, получил обещание самого императора на должность и приличное жалование, долго ждал обещанного, но так ничего и не добился. Вторично потерпев неудачу в напрасных прошениях, офицер в конечном счете решился искать поддержки у недавних врагов: с мая 1648 года он поступил на шведскую службу и стал правой рукой генерала Кенигсмарка в его пражской экспедиции. Был ли подполковник «предателем» или же его помощь при штурме Праге вполне укладывалась в программу «возмездия2? Стал ли офицер «героем» антигабсбургской партии?

Долгая война вынуждала менять фронты многих именитых командиров, иных - по нескольку раз. Но далеко не все из них столь эффективно содействовали успеху своих новых патронов, и к тому же оставляли яркие публичные тексты с подробным изложением мотивов и обстоятельств собственных поступков. Одовальский оказался из числа этих последних. В знаменитом издании Матфея Мериана «Европейский театр» в 1663 году была опубликована его «Апология». На нескольких страницах разворачивалась повесть о мытарствах и бедах, детали блестящей военное операции.

Статья видит ключ к разгадке феномена в особенностях самосознания военного дворянства раннего нового времени.  Пристально анализируется смысловой контент и риторика  «Апологии»: выстраивается картина не только безупречной службы до отставки, но и ее же зеркальное отражение в блестящей карьере уже в шведских войсках. Фигура императора вне критики офицер-инвалида. Вся ответственность возлагается на придворное окружение: оно не только повинно в «бесчестном» обращении с пострадавшим офицером, но и в должностной некомпетентности, приведшей к патере Малой Страны. Ярко представлен мотив возмездия за пострадавшую «честь». 

   

Историография последующих столетий так и не смогла договориться о моральном статусе содеянного. Для габсбургской версии Одовальский остался «предателем», для противников Вены — «бравым» военным, воздавшим по «справедливости» своим обидчикам. Для его же современников — обычным поступком с необычными последствиями, и оттого приковавшим внимание очевидцев  и публицистов последующих лет.

 

В статье читатель найдет разбор проблематики вопроса, указание на новейшую литературу и основной массив источников.